"Борьба с терроризмом - дело каждого!"
- Подробности
- Просмотров: 160
Саид Бадуев родился в 1904 году в городе Грозном, умер 20 декабря 1943 года.
Творческий путь Саида Бадуева начинается с 1925 года, когда в чеченской газете «Свет» были опубликованы его пробные стихи и рассказы. Первым его крупным произведением была повесть «Голод», а затем последовали повести «Огненная гора», «Бешто», а в 1930 – роман «Петимат». До этого в чеченской литературе не было романа.
У писателя была особая любовь к республиканскому театру, который открылся в 1931 году. Люди, знавшие Саида Бадуева, вспоминают, что он буквально дневал и ночевал в нем. Каждый сезон в театре ставили спектакль по новой пьесе Бадуева. За время работы в театре он написал около двадцати пьес: «Золотое море», «Закон отцов», «Красная крепость», «Сев по-большевистски», «Политотдел» и др. Творческий путь Саида Бадуева продолжался не очень долго – чуть больше двенадцати лет. Но за это время он успел многое сделать: им написаны десятки повестей, рассказов, поэм, стихов (в т.ч. такие эпические, как «Партизаны», «Тайна», «Два солнца», «Золотой амулет»). В 1930 году был издан двухтомник «Адаты», книги «Притчи, песни, поэмы», «Пятьдесят рублей», «Колхозные песни». В 1934 году вышла и первая книжка для детей «Подарок детям», затем «Наш сад».
Первые произведения С. Бадуева были опубликованы в 1927 году. В конце 1920-х – начале 1930-х годов им были написаны рассказы «Колодец», «Бешто», «Огненная гора»; сборник рассказов «Адаты», повесть «Голод», пьеса «Не всегда мулле байрам». В этих произведениях автор высмеивал предрассудки и пережитки феодализма, описывал жизнь горцев до Октябрьской революции. В поэме «Петимат» Бадуев поднимает вопрос эмансипации женщин. Также им были написаны пьесы «Красная крепость» (о Гражданской войне в России), «Женитьба Цаэбы», «Золотое озеро», «Политотдел». Его перу также принадлежит сборник стихов «Наш сад».
Многие из его произведений были поставлены на сцене Чеченского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова.
Саид Бадуев с самого начала заявил о себе как писатель, которому было тесно в рамках зарождающегося рассказа, основанного на кровной зависимости от фольклорных сюжетов и образов, выразительных средств. Уже первые его рассказы свидетельствуют о том, что он пришел в литературу, пройдя школу хорошей профессиональной подготовки в русской литературе, по своим собственным видениям истории и современности, со своей тематикой и манерой повествования. Характерной чертой писателя стало умение в маленьком эпизоде посредством небольшого конфликта сказать о многих теневых сторонах быта и характера народа, его мировоззрении, нравственных и этических представлениях. Каждый герой его произведений несет в себе социально и общественно значимые идеи, штрихи каждого из них все глубже характеризуют жизнь народа, его внутренний мир.
В начале творческого пути писатель как бы проверяет нравственный мир своих героев, ставя их перед трудным выбором. При этом ярко выраженной особенностью уже первых его произведений является попытка проникнуть во внутренний духовный мир героев.
Один из действенных приемов писателя – внутренний монолог персонажа, монолог писателя, обычно завершающий сюжет рассказа, состоящий из вопросов-обращений к читателю. Эта форма и особенность стиля Саида Бадуева были привнесены им в чеченскую прозу. Именно обличающая устаревшие нравственные установки позиция писателя, острый публицистический пафос его произведений, воспитывающий читателя, были обусловлены временем, когда среди горцев начали складываться новые морально-этические нормы. В этих условиях на первых порах наиболее плодотворной оказалась форма письма Саида Бадуева, позволяющая прямо и непосредственно обращаться к читателю. Она имела огромное воспитательное значение своей дидактической направленностью («Олдум», «Имран», «Колодец», «Зийнап», «Кабиха», «Месть», «Ураза» и многие другие).
Переход писателя к большим эпическим формам повествования был подготовлен его предыдущими идейно-эстетическими поисками в жанре рассказа. Процесс развития жанра повести в творчестве С. Бадуева был настолько стремителен, что в конце 20-х – начале 30-х годов писатель написал пять крупных произведений («Голод», «Огненная гора», «Бешто» и другие), в которых в полной мере отразились его идейно-художественные искания, запечатлены внутренние сдвиги в характере и мировоззрении горца, жившего на рубеже двух эпох. Естественно, что в основе его повести лежат социально-классовые конфликты своего времени и сопряженные с ними эпизоды духовной жизни человека.
В рассказах и повестях С. Бадуева впервые в письменной чеченской литературе были подняты гуманистические проблемы, развивая и обновляя традиции гуманизма, заложенные в фольклоре. Лирическими, публицистическими отступлениями, явно выраженным сочувствием к герою, анализом описанных событий в конце рассказа – всеми этими художественными приемами писатель выражал, прежде всего, гуманистическую концепцию человека и решал вопрос о необходимости бережного, чуткого и терпеливого отношения к человеку, душевно надломленному в прошлом, а ныне очутившемуся в водовороте острой классовой борьбы. Эта проблема ставилась им и в поэзии (стихотворение «Наш сад», поэма «Два солнца» и др.).
Анализ возможностей человека в моменты резких сдвигов в его жизни – качество, которое определило эстетическую структуру целого ряда произведений писателя, воссоздающих прошлую жизнь народа. Момент кризиса, перелома в судьбах героев выявляет меру их человечности, мужества, подготовленности для сопротивления реакционным нравственным нормам бытия, для восприятия и утверждения новых идей своего времени.
Произведения, написанные С. Бадуевым с 1930 года по 1937 год (до его ареста) в поэзии, прозе и драматургии по своему эстетическому потенциалу и художественной силе менее значимы, чем произведения, в которых он осмысливал дореволюционную жизнь своего народа.
В 2024 году пройдет празднование 100-летия со дня образования Республики Северная Осетия-Алания. Соответствующий Указ подписан Президентом России (от 20 мая 2019 года № 227).
В 2024 году был подготовлен цикл телевизионных программ «Шаги Истории».